Безопасность в послевоенном мире
Безопасность в послевоенном мире и в различных его частях определялась и определяется далеко не «взаимным устрашением», «равновесием страха» или «способностью к гарантированному первому удару», но прежде всего крупнейшими факторами социально-политического развития, в частности:
Развитием исторического процесса роста сил мирового социализма, крупнейшими экономическими и политическими успехами социалистического содружества, ростом его оборонной мощи;
Углублением общего кризиса мировой системы империализма, дальнейшим сужением сферы империалистического влияния, распадом колониальной системы империализма;
Дальнейшим развитием международного революционного движения рабочего класса, национально-освободительного движения народов Азии, Африки, Латинской Америки, объединением усилий народов в борьбе против военной опасности;противоречиями империалистических стран, конфликтами, противоречиями между молодыми национальными государствами и старыми колониальными державами. Как отмечается в Программе КПСС, «монополистическая буржуазия не может отстреляться даже ядерным оружием от непреложного хода исторического развития» 13. Все это создает объективные предпосылки для успешной борьбы СССР, других социалистических стран, всех миролюбивых сил за исключение применения силы и угрозы ее применения при решении всех межгосударственных споров и конфликтов. Очаг международной напряженности возник после второй мировой войны в результате действий международного империализма во главе с США, пытавшегося остановить национально-освободительное движение в Азии. Объектом для главного удара империализма в Индокитае был избран Вьетнам, где в августе 1945 года произошла революция и возникло первое в Юго-Восточной Азии народно-демократическое государство — Демократическая Республика Вьетнам. Наряду с вьетнамским конфликтом в индокитайском очаге международной напряженности возникли и развертывались и два других — лаосский и камбоджийский. С момента возникновения они, безусловно, были теснейшим образом связаны друг с другом, что прежде всего определялось тем фактом, что все три революционных потока в Индокитае возникли на общей основе борьбы с французским колониализмом. Эта общность нашла свое отражение и в международном плане: на Женевском совещании 1954 года предметом обсуждения и политического решения явилась обстановка во всех трех странах Индокитая