Новая и кризисная дипломатия Вашингтона
В 50-х и 60-х годах на Западе, и особенно в США, все больше внимания уделялось исследованию так называемой «новой дипломатии»8. Следует прежде всего отметить, что этот термин был изобретен за океаном с вполне определенной целью — закамуфлировать экспансионист* скую сущность американской внешней политики. «Новая дипломатия» — понятие более широкое, чем «кризисная дипломатия». Она, по мнению американских теоретиков, призвана содействовать осуществлению самых широких внешнеполитических целей США. Включая в себя и опору на силу, «новая дипломатия» вместе с тем предполагает использование более широкого спектра средств давления, с помощью которых правительство США связывало установление pax americana — мира на американских условиях. Термин «новая дипломатия», безусловно, не означал какого-то коренного изменения американской дипломатии. В. И. Ленин, характеризуя буржуазную дипломатию, подчеркивал, что «старый мир имеет свою старую дипломатию»9. В самом деле, у капиталистического общества, этого старого мира, на смену которому пришел новый мир, мир социализма, не может сегодня быть какой-то принципиально новой дипломатии. Такая дипломатия нового типа могла возникнуть только с появлением на мировой арене нового общественного строя — социализма. Введенный в свое время в оборот американскими учеными-международниками термин «новая дипломатия» отражает не какие-то принципиальные изменения в характере и содержании дипломатической деятельности, а прежде всего расширение экспансионистской активности США на международной арене. В круговорот повседневной деятельности внешнеполитического ведомства США вовлекалось все большее число людей, весьма далеких от дипломатии: крупных бизнесменов, военных, разведчиков и т. д. Для осуществления своих далеко идущих, империалистических целей Вашингтон все более упорно использовал на международной арене экономические, военные и пропагандистские рычаги. Задачи проведения в жизнь «новой дипломатии» возлагались уже не только на государственный департамент, но и на многие другие государственные органы США. Госдепартаменту же чаще всего отводится лишь роль координатора этой деятельности, которой занимаются в настоящее время около 20