Постоянная палата третейского суда

Постоянная палата третейского судаПостоянная палата третейского суда формально существует до сих пор. За это время она рассмотрела 24 дела, из них 18 падают на период до 1922 года. Последнее дело было прекращено в 1956 году. Фактически ее деятельность в настоящее время замерла. Идею арбитража усиленно пропагандировали руководящие деятели Лиги наций, которые изображали арбитраж чуть ли не как панацею от всех зол и включали его в качестве составной части триединой формулы: «безопасность, разоружение, арбитраж». На деле, как свидетельствует исторический опыт 20—30-х годов, этот лозунг маскировал неспособность руководителей Лиги наций противостоять подготовке и развязыванию фашистскими агрессорами второй мировой войны. Обращение к арбитражу предусматривают Общий акт о мирном разрешении споров от 28 сентября 1928 г., Боготинский пакт 1948 года, Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу ОАЕ и многие другие международные договоры. Процедура и организация арбитража по этим договорам в основе своей аналогичны положениям Гаагской конвенции. Комиссия международного права ООН на своей X сессии приняла Образцовые правила арбитражного процесса и, которые Генеральная Ассамблея ООН 14 ноября 1958 г. рекомендовала иметь в виду государствам-членам и, когда это необходимо, пользоваться ими при разработке договора об арбитраже или составлении компромиссов Традиционной сферой обращения к арбитражу являются, как правило, споры юридического характера. Однако это не является обязательным правилом. Так, Боготинский пакт 1948 года предусматривает в ст. XXXVIII по соглашению сторон возможность передачи на арбитражное рассмотрение любых споров, «независимо от того, носят они юридический характер или нет». Протокол ОАЕ вообще не проводит разграничения споров и, очевидно, также предусматривает третейское разбирательство любых споров между государствами-членами. Несмотря на значительное распространение арбитража, в практике международных отношений он особого успеха не имел и не имеет. Наиболее серьезные споры государства предпочитают разрешать посредством прямых дипломатических переговоров или с использованием добрых услуг и посредничества. На долю же третейского разбирательства падают в основном второстепенные проблемы. Международная практика убедительно свидетельствует о том, что государства явно опасаются вверять споры первой важности арбитражам, которые могут оказаться орудием одной из сторон в споре.

Copyright © 2015. All Rights Reserved.