Возможность принятия Советом Безопасности решений о действиях вооруженными силами
Возможность принятия Советом Безопасности решений о действиях вооруженными силами была в значительной степени подорвана политикой империалистических держав во главе с США. Именно по их вине не были заключены соглашения по ст. 43 о предоставлении национальных контингентов в распоряжение Совета, а также бездействующими оказались положений cf. ст. 45—47 Устава, касающиеся функций ВШК. Все имевшие на практике место случаи создания так называемых вооруженных сил ООН были связаны с определенными и в большинстве своем грубыми нарушениями Устава ООН37.
Советский Союз неизменно выступал и выступает за повышение эффективности ООН в вопросах поддержания международного мира и безопасности, включая усиление способности Совета Безопасности служить надежным инструментом поддержания всеобщего мира38. Непременным условием реального повышения эффективности ООН в важнейшей сфере ее деятельности является строгое соблюдение основополагающих принципов и положений Устава Организации. Реальная и конструктивная программа в этой области была, в частности, сформулирована в Декларации об укреплении международной безопасности, принятой по инициативе СССР 16 декабря 1970 г. на XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН39. Существующий арсенал современных средств мирного урегулирования является результатом длительного исторического развития, в ходе которого под влиянием сил прогресса в международной практике получили признание и закрепление лишь наиболее эффективные и демократические способы. Громадное воздействие на демократизацию арсенала средств мирного урегулирования оказала и продолжает оказывать политика Советского государства, в особенности его борьба за запрещение агрессивных войн, за осуществление всеобщего и полного разоружения, за выработку общепризнанного определения агрессии, за строгое соблюдение всеми государствами общепризнанных принципов и норм современного международного права, составляющих основу для обеспечения международного мира и развития мирных и добрососедских отношений между всеми странами, и в первую очередь между государствами с различным социально-экономическим строем.